Доброго дня! Меня зовут Алена Громова. Я — программист по образованию, дизайнер по призванию и основатель компании мобильной разработки Creazard.
Это — рассказ о разработке первой версии маркетплейса специфических товаров с учетом планов масштабного увеличения функционала и нагрузки системы. Тематику товаров Клиент до релиза нам не обозначил ввиду конфиденциальности.
Модель монетизации: процент с заказа за обеспечение надежной Системы покупки и доставки груза. В дальнейшем планируется добавить платные функции рекламы, поднятия объявлений в топы и прочее.
Также я рассказываю, каким образом мы добиваемся снижения стоимости на услуги сторонних подрядчиков для нашего Клиента (в частности, у компаний доставок).
Ввиду конфиденциальности, обозначенной Клиентом, все наполнение товарами и текстами на скриншотах этого кейса является тестовым. Разработка сервиса на данный момент еще ведется.
О КЛИЕНТЕ
Клиент является владелецем крупного рыбопромышленного предприятия Дальневосточного региона России и решил создать собственный сервис-маркетплейс как дополнительный бизнес, никак не связанный с основным. Имя Клиента, в соображениях обозначенной им конфиденциальности, называть не можем.
Клиент планирует запустить маркетплейс в нише товаров, которые не вступают в конкуренцию с товарами Wildberries, ОЗОН, Яндекс.Маркет и Amazon. Разработка первой версии является шагом на пути в глобальному сервису, а не тестом теории.
ТРЕБОВАНИЯ БИЗНЕСА К СИСТЕМЕ
Из особых требований к Системе Клиент особенно отметил:
1. Разработать первую версию Приложения максимально быстро.
2. Создать Мобильное приложение для Покупателей и удобную Админ-панель для Поставщиков на первую версию. Подготовиться к мобильной версии для Поставщиков в будущем.
3. Разработать Сервис таким образом, чтобы не быть привязанным к программным решениям других компаний, дабы масштабироваться в любом направлении без ограничений.
4. Подключить Сервисы доставок, сделать возможность отслеживать груз онлайн по промежуточным пунктам и отправлять СМС-оповещения Покупателям.
5. Проверка публикуемых товаров на правила Сервиса: вотермарки, дубли, ненормативный контент, запрещенные слова.
6. Оплата по реквизитам и закрывающие документы для юрлиц.
7. Возможность загрузки списка товаров из своей базы одним файлом (xml/xlsx) или из базы 1С.
8. Недопущение к Сервису до проверки и одобрения Модератором загруженных документов юрлица Поставщика.
9. Подготовить Систему к будущему распространению на весь мир.
10. Подготовить Систему к десяткам тысяч Пользователей при релизе первой версии Приложения.
Клиент обратился к нам по рекомендации своего друга, с которым я, Алена, знакома уже несколько лет. Само собой, сам приятель получил хорошую благодарность от Creazard за доверие нам и свою рекомендацию 😌
Это был первый опыт Клиента обращения к IT-разработчикам. Мы с руководителем проектов Александром, как всегда, внимательно выслушали все пожелания Клиента и задали множество уточняющих вопросов. Первая встреча продлилась около 2,5 часов. На встрече Клиент интересовался конфиденциальностью, методами работы и прочими важными вопросами. Со своей стороны мы внимательно выслушали все пожелания клиента и поделились опытом и проблемами, с которыми столкнулись мы в свое время при разработке схожих систем, а также методами, как эти моменты можно предотвратить и обойти.
Александр
Руководитель проекта
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ
Так как разработка маркетплейса — это весьма тонкий момент, ввиду его масштабности и ответственности, мы созвали разработчиков, уже имеющих опыт в разработке маркетплейсов, чтобы разобрать задание Клиента по малейшим винтикам и предусмотреть все моменты «на вырост».
1,5 месяца системный/бизнес-аналитик с дизайнером проектировали интерфейсы приложения и админ-панели, учитывая негативный и позитивный опыт мастодонтов маркетплейса России, обсуждали и согласовывали с Клиентом и разработчиками интерфейсы и функционал работы будущей системы для Покупателя и Поставщика, пока прототип будущего Приложения не получился именно таким, как хотел Клиент.
В процессе разработки мы:
1. Собрали команду разработчиков, уже имеющих опыт в разработке маркетплейсов;
2. Обсудили все ключевые пункты, указанные Клиентом, и определили, каким образом будем их разрабатывать, какие нужны инструменты и назначили ответственных за функции, согласовали план с Клиентом;
3. Нарисовали простой дизайн приложения для ускорения процесса разработки и залинковали его;
4. Согласовали с Клиентом, что все именно так, как он хочет;
5. Показали Клиенту первую первую версию Приложения и продолжили работать по намеченному плану.
Дальнейший план разработки:
6. Продолжить разработку Системы по плану;
7. Подключить систему оплат и другие внешние сервисы;
8. Протестировать систему на ошибки и работоспособность;
9. Зарегистрировать аккаунты для Клиента и опубликовать от его имени приложения в App Store и Google Play;
10. Дорабатывать приложения, исходя из бэклога Проекта, новых обстоятельств и отзывов Покупателей.
ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ?
Этот кейс писался прямо в процессе разработки, когда на тот момент была собрана первая сборка для демонстрации промежуточного результата Клиенту. Ниже описаны основные задачи и решения, согласованные с Клиентом.
1. Разработать первую версию Приложения максимально быстро.
Чтобы ускорить процесс согласования и запустить Сервис Клиента как можно быстрее, не изобретая велосипед, мы прибегли к уже выверенным практикам известных брендов и переняли функционал лидирующих маркетплейсов Wildberries, ОЗОН, Яндекс.Маркет и Amazon.
2. Создать Мобильное приложение для Покупателей и удобную Админ-панель для Поставщиков на первую версию. Подготовиться к мобильной версии для Поставщиков в будущем.
Чтобы проработать кликабельный Прототип и Техническое задание и сделать Сервис Клиента лучше, чем у конкурентов, мы также прошлись по отзывам в App Store и Google Play (благо, их там немало), собрали самые часто повторяющиеся жалобы и все это переварили в нашем разработническом брейншторме с системным аналитиком. Далее составили список улучшений относительно Приложений конкурентов и отразили в Прототипе и Техническом задании.
Например, часто пользователи жаловались, что в приложении нельзя удобно настроить фильтр по отзывам, выбрать отзывы именно на эту модель и только с фото, или выбрать отзывы только с низкой оценкой. Мы проработали и этот момент:
Также убедились, что не нужно каким-либо особенным образом готовиться к мобильной версии для Поставщиков в будущем, т.к. у бэкенда будут все возможности для этого изначально.
Мы могли не прорабатывать админ-панель и оставить для первой версии Приложения интерфейс Django. Но мы решили не заставлять Клиента изучать эту сложную структуру и узнали у продавцов на маркетплейсах, какой интерфейс они считают самым удобным. Лидером чарта оказался OZON. На его основе мы и собрали удобный интерфейс для Клиента и его Поставщиков.
3. Разработать Сервис таким образом, чтобы не быть привязанным к программным решениям других компаний, дабы масштабироваться в любом направлении без ограничений. К тому же, важно избежать лишних трат (например, Битрикс позволяет не платить за систему, пока не перешагнете конкретное количество товаров).
Мы рассмотрели варианты самописного решения с нуля либо использования опенсорс-решения, которое можно довести своими силами в нужном направлении. По итогу, остановились на самописном решении и выбирали между фреймворками NodeJS и Django. Так как оба стека показались нам привлекательными, мы решили обратиться к мировому опыту и посмотреть, на чем написаны самые популярные маркетплейсы мира. В конечном итоге, по количеству преимуществ и используемости перевесил Django.
Список маркетплейсов, написанных на Django поистине впечатляет:
4. Подключить Сервисы доставок, сделать возможность отслеживать груз онлайн по промежуточным пунктам и отправлять СМС-оповещения Покупателям.
Сделали интеграцию с Сервисами через API, а чтобы не накручивать никакие функции геолокаций, мы решили выводить местоположение груза для покупателя в соответствии с ключевыми пунктами Сервиса доставки: товар пикнули на складе — в Приложение прилетело обновление.
Еще мы выбили скидки для Заказчика у Сервисов доставок.
Мы взяли на себя переговоры с партнерами Клиента и договорились на скидку почти у каждого Сервиса доставки еще в плюс 2-3% к тому, что уже предлагали менеджеры нашему Заказчику. Большое желание скидки для нашего Клиента мы аргументировали тем, что с помощью Приложения Клиент существенно увеличит оборот доставки по сравнению с аналогичным Сервисом без мобильного приложения. Зачем мы так заморочились? Да просто потому, что это — наш Клиент, и нужно сделать для него максимум из возможного.
5. Проверка публикуемых товаров на правила Сервиса: вотермарки, дубли, ненормативный контент, запрещенные слова.
Чтобы не рисковать репутацией Клиента, репутацией Сервиса и избежать замусоренности ресурса, необходимо сделать автоматический фильтр на разные негативного рода факторы.
Проверку на вотермарки (чужие логотипы на изображении товара), дубли изображений и ненормативный контент мы решили сделать средствами AI (искусственного интеллекта) лидера отрасли, занимающегося разработкой и лицензированием технологий на основе машинного обучения компании OpenAI. Суть заключается в симбиозе двух функций: распознавание объектов на изображении, перевод их в описательный текстовый формат и последующая проверка на наличие ключевых слов, по которым происходит отказ в публикации.
Проверку на ненормативный контент и запрещенные слова также было решено сделать через искусственный интеллект, чтобы исключить не только сквернословие, но также и неявные фразы с подобным контекстом, но без явной ругани.
Чтобы на работу данной функции не повлияли никакие санкции иностранных государств, было решено сделать прокси через дружественную страну и возвращать значения в Россию.
Ввиду продолжительности, которая требуется для настройки и обучения искусственного интеллекта, Клиент решил отложить разработку этой функции на следующий этап.
6. Оплата по реквизитам и закрывающие документы для юрлиц.
Оплата за товары будет перечисляться на счет Клиента и далее со всеми документами, за исключением процента Сервиса, перечисляться Поставщику.
7. Возможность загрузки списка товаров из своей базы одним файлом (xml/xlsx) или из базы 1С.
Так как очень неудобно вручную переносить 60 000 товаров со своего сайта, это могло отпугнуть потенциальных партнеров, поэтому мы предложили сделать автозагрузку товаров из других источников. А именно «поглощение» файлов-выгрузок из популярных CMS и 1С, с автоматическим распределением по категориям внутри Сервиса Клиента и автозаполнением карточек товаров. Изображения подтягиваются в систему через ссылки в этих выгрузках.
8. Недопущение к Сервису до проверки и одобрения Модератором загруженных документов юрлица Поставщика.
Так как Клиент в бизнесе давно, бывали случаи мошенничества в его практике в других сферах, поэтому понадобился надежный инструмент промежуточной проверки надежности Поставщика. Для этого мы сделали отдельный интерфейс, куда помимо текстовой информации, Поставщик прикрепляет изображения документов на свою деятельность. Новая заявка в отдельном разделе отображается в админ-панели и Администратор может просмотреть материалы Поставщика, и далее принять решение одобрить заявку или отклонить. В случае отклонения, Поставщику приходит письмо на почту. В случае одобрения, также приходит письмо на почту поздравительного содержания с данными для начала работ.
9. Подготовить Систему к будущему распространению на весь мир.
В процессе проектирования Сервиса обсудили данный вопрос и пришли к выводу, что особых каких-то манипуляций, которые нужно совершить заранее, нет. Сможем без проблем заняться этим вопросом, когда Клиент захочет масштабировать Сервис.
10. Подготовить Систему к десяткам тысяч Пользователей при релизе первой версии Приложения.
Ниже можно посмотреть первое демонстрационное видео, отправленное клиенту, с частью функционала первых недель разработки.
ПОДДЕРЖКА
На данный момент проект находится в активной разработке. После публикации первой версии наша команда плотно займется отработкой обращений Покупателей, обсуждением новых срочных функций и доработок на основании обратной связи с Пользователями. И когда мы добьемся идеальной сферической рабочей версии Сервиса, продолжим отрабатывать большой список работ клиента. А именно рекламные места, платные рекомендации и прочее.
ХОТИТЕ ЗАЙТИ В РЫНОК IT, НО ОПАСАЕТЕСЬ?
С разбегу броситься в мир IT очень страшно, ведь все эти коды и программы — что-то очень сложное и непонятное. Но мы — та самая надежная команда, которая с горящими глазами разрабатывает проекты наших Клиентов, воспринимая их, как «свои». «Свои» для нас означает, что мы будем подбирать самые лучшие решения для вас, стремиться, чтобы вы получили максимум профита в минимальные сроки, и, в том числе, выбивать для вас у Сервисов-партнеров самые лучшие условия.
Мы берем только те проекты, где владельцы максимально заинтересованы в изменении положений вещей в своем бизнесе. Позвоните, чтобы успеть забронировать свободную команду.