Маркетплейс загадочных товаров

Как мы разрабатываем в условиях, когда ничего не известно.
Смотреть видео
Маркетплейс загадочных товаров

Доброго дня! Меня зовут Алена Громова. Я — программист по образованию, дизайнер по призванию и основатель компании мобильной разработки Creazard.

Это — рассказ о разработке первой версии маркетплейса специфических товаров с учетом планов масштабного увеличения функционала и нагрузки системы. Тематику товаров Клиент до релиза нам не обозначил ввиду конфиденциальности.

Модель монетизации: процент с заказа за обеспечение надежной Системы покупки и доставки груза. В дальнейшем планируется добавить платные функции рекламы, поднятия объявлений в топы и прочее.

Также я рассказываю, каким образом мы добиваемся снижения стоимости на услуги сторонних подрядчиков для нашего Клиента (в частности, у компаний доставок).

Ввиду конфиденциальности, обозначенной Клиентом, все наполнение товарами и текстами на скриншотах этого кейса является тестовым. Разработка сервиса на данный момент еще ведется.

Маркетплейс загадочных товаров

О КЛИЕНТЕ

Клиент является владелецем крупного рыбопромышленного предприятия Дальневосточного региона России и решил создать собственный сервис-маркетплейс как дополнительный бизнес, никак не связанный с основным. Имя Клиента, в соображениях обозначенной им конфиденциальности, называть не можем.

Маркетплейс

Клиент планирует запустить маркетплейс в нише товаров, которые не вступают в конкуренцию с товарами Wildberries, ОЗОН, Яндекс.Маркет и Amazon. Разработка первой версии является шагом на пути в глобальному сервису, а не тестом теории.

Маркетплейс загадочных товаров

ТРЕБОВАНИЯ БИЗНЕСА К СИСТЕМЕ

Из особых требований к Системе Клиент особенно отметил:

1. Разработать первую версию Приложения максимально быстро.

2. Создать Мобильное приложение для Покупателей и удобную Админ-панель для Поставщиков на первую версию. Подготовиться к мобильной версии для Поставщиков в будущем.

3. Разработать Сервис таким образом, чтобы не быть привязанным к программным решениям других компаний, дабы масштабироваться в любом направлении без ограничений.

4. Подключить Сервисы доставок, сделать возможность отслеживать груз онлайн по промежуточным пунктам и отправлять СМС-оповещения Покупателям.

5. Проверка публикуемых товаров на правила Сервиса: вотермарки, дубли, ненормативный контент, запрещенные слова.

6. Оплата по реквизитам и закрывающие документы для юрлиц.

7. Возможность загрузки списка товаров из своей базы одним файлом (xml/xlsx) или из базы 1С.

8. Недопущение к Сервису до проверки и одобрения Модератором загруженных документов юрлица Поставщика.

9.Подготовить Систему к будущему распространению на весь мир.

10. Подготовить Систему к десяткам тысяч Пользователей при релизе первой версии Приложения.

Маркетплейс загадочных товаров

Клиент обратился к нам по рекомендации своего друга, с которым я, Алена, знакома уже несколько лет. Само собой, сам приятель получил хорошую благодарность от Creazard за доверие нам и свою рекомендацию 😌

Это был первый опыт Клиента обращения к IT-разработчикам. Мы с руководителем проектов Александром, как всегда, внимательно выслушали все пожелания Клиента и задали множество уточняющих вопросов. Первая встреча продлилась около 2,5 часов. На встрече Клиент интересовался конфиденциальностью, методами работы и прочими важными вопросами. Со своей стороны мы внимательно выслушали все пожелания клиента и поделились опытом и проблемами, с которыми столкнулись мы в свое время при разработке схожих систем, а также методами, как эти моменты можно предотвратить и обойти.

Александр
Руководитель проекта

Александр, операционный директор

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ

Так как разработка маркетплейса — это весьма тонкий момент, ввиду его масштабности и ответственности, мы созвали разработчиков, уже имеющих опыт в разработке маркетплейсов, чтобы разобрать задание Клиента по малейшим винтикам и предусмотреть все моменты «на вырост».

1,5 месяца системный/бизнес-аналитик с дизайнером проектировали интерфейсы приложения и админ-панели, учитывая негативный и позитивный опыт мастодонтов маркетплейса России, обсуждали и согласовывали с Клиентом и разработчиками интерфейсы и функционал работы будущей системы для Покупателя и Поставщика, пока прототип будущего Приложения не получился именно таким, как хотел Клиент.

В процессе разработки мы:
1. Собрали команду разработчиков, уже имеющих опыт в разработке маркетплейсов;
2. Обсудили все ключевые пункты, указанные Клиентом, и определили, каким образом будем их разрабатывать, какие нужны инструменты и назначили ответственных за функции, согласовали план с Клиентом;
3. Нарисовали простой дизайн приложения для ускорения процесса разработки и залинковали его;
4. Согласовали с Клиентом, что все именно так, как он хочет;
5. Показали Клиенту первую первую версию Приложения и продолжили работать по намеченному плану.

Дальнейший план разработки:
6. Продолжить разработку Системы по плану;
7. Подключить систему оплат и другие внешние сервисы;
8. Протестировать систему на ошибки и работоспособность;
9. Зарегистрировать аккаунты для Клиента и опубликовать от его имени приложения в App Store и Google Play;
10. Дорабатывать приложения, исходя из бэклога Проекта, новых обстоятельств и отзывов Покупателей.

ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ?

Этот кейс писался прямо в процессе разработки, когда на тот момент была собрана первая сборка для демонстрации промежуточного результата Клиенту. Ниже описаны основные задачи и решения, согласованные с Клиентом.

1. Разработать первую версию Приложения максимально быстро.

Чтобы ускорить процесс согласования и запустить Сервис Клиента как можно быстрее, не изобретая велосипед, мы прибегли к уже выверенным практикам известных брендов и переняли функционал лидирующих маркетплейсов Wildberries, ОЗОН, Яндекс.Маркет и Amazon.

Wildberries

2. Создать Мобильное приложение для Покупателей и удобную Админ-панель для Поставщиков на первую версию. Подготовиться к мобильной версии для Поставщиков в будущем.

Чтобы проработать кликабельный Прототип и Техническое задание и сделать Сервис Клиента лучше, чем у конкурентов, мы также прошлись по отзывам в App Store и Google Play (благо, их там немало), собрали самые часто повторяющиеся жалобы и все это переварили в нашем разработническом брейншторме с системным аналитиком. Далее составили список улучшений относительно Приложений конкурентов и отразили в Прототипе и Техническом задании.

Например, часто пользователи жаловались, что в приложении нельзя удобно настроить фильтр по отзывам, выбрать отзывы именно на эту модель и только с фото, или выбрать отзывы только с низкой оценкой. Мы проработали и этот момент:

Marketplace

Также убедились, что не нужно каким-либо особенным образом готовиться к мобильной версии для Поставщиков в будущем, т.к. у бэкенда будут все возможности для этого изначально.

Мы могли не прорабатывать админ-панель и оставить для первой версии Приложения интерфейс Django. Но мы решили не заставлять Клиента изучать эту сложную структуру и узнали у продавцов на маркетплейсах, какой интерфейс они считают самым удобным. Лидером чарта оказался OZON. На его основе мы и собрали удобный интерфейс для Клиента и его Поставщиков.

маркетплейс

3. Разработать Сервис таким образом, чтобы не быть привязанным к программным решениям других компаний, дабы масштабироваться в любом направлении без ограничений. К тому же, важно избежать лишних трат (например, Битрикс позволяет не платить за систему, пока не перешагнете конкретное количество товаров).

Мы рассмотрели варианты самописного решения с нуля либо использования опенсорс-решения, которое можно довести своими силами в нужном направлении. По итогу, остановились на самописном решении и выбирали между фреймворками NodeJS и Django. Так как оба стека показались нам привлекательными, мы решили обратиться к мировому опыту и посмотреть, на чем написаны самые популярные маркетплейсы мира. В конечном итоге, по количеству преимуществ и используемости перевесил Django.

Список маркетплейсов

Список маркетплейсов, написанных на Django поистине впечатляет:

Список маркетплейсов

4. Подключить Сервисы доставок, сделать возможность отслеживать груз онлайн по промежуточным пунктам и отправлять СМС-оповещения Покупателям.

Сделали интеграцию с Сервисами через API, а чтобы не накручивать никакие функции геолокаций, мы решили выводить местоположение груза для покупателя в соответствии с ключевыми пунктами Сервиса доставки: товар пикнули на складе — в Приложение прилетело обновление.

СДЭК

Еще мы выбили скидки для Заказчика у Сервисов доставок.

Мы взяли на себя переговоры с партнерами Клиента и договорились на скидку почти у каждого Сервиса доставки еще в плюс 2-3% к тому, что уже предлагали менеджеры нашему Заказчику. Большое желание скидки для нашего Клиента мы аргументировали тем, что с помощью Приложения Клиент существенно увеличит оборот доставки по сравнению с аналогичным Сервисом без мобильного приложения. Зачем мы так заморочились? Да просто потому, что это — наш Клиент, и нужно сделать для него максимум из возможного.

Маркетплейс

5. Проверка публикуемых товаров на правила Сервиса: вотермарки, дубли, ненормативный контент, запрещенные слова.

Чтобы не рисковать репутацией Клиента, репутацией Сервиса и избежать замусоренности ресурса, необходимо сделать автоматический фильтр на разные негативного рода факторы.

Проверку на вотермарки (чужие логотипы на изображении товара), дубли изображений и ненормативный контент мы решили сделать средствами AI (искусственного интеллекта) лидера отрасли, занимающегося разработкой и лицензированием технологий на основе машинного обучения компании OpenAI. Суть заключается в симбиозе двух функций: распознавание объектов на изображении, перевод их в описательный текстовый формат и последующая проверка на наличие ключевых слов, по которым происходит отказ в публикации.

Проверку на ненормативный контент и запрещенные слова также было решено сделать через искусственный интеллект, чтобы исключить не только сквернословие, но также и неявные фразы с подобным контекстом, но без явной ругани.

Чтобы на работу данной функции не повлияли никакие санкции иностранных государств, было решено сделать прокси через дружественную страну и возвращать значения в Россию.

В виду продолжительности, которая требуется для настройки и обучения искусственого интеллекта, Клиент решил отложить разработку этой функции на следующий этап.

AI

6. Оплата по реквизитам и закрывающие документы для юрлиц.

Оплата за товары будет перечисляться на счет Клиента и далее со всеми документами, за исключением процента Сервиса, перечисляться Поставщику.

Маркетплейс

7. Возможность загрузки списка товаров из своей базы одним файлом (xml/xlsx) или из базы 1С.

Так как очень неудобно вручную переносить 60 000 товаров со своего сайта, это могло отпугнуть потенциальных партнеров, поэтому мы предложили сделать автозагрузку товаров из других источников. А именно «поглощение» файлов-выгрузок из популярных CMS и 1С, с автоматическим распределением по категориям внутри Сервиса Клиента и автозаполнением карточек товаров. Изображения подтягиваются в систему через ссылки в этих выгрузках.

1C

8. Недопущение к Сервису до проверки и одобрения Модератором загруженных документов юрлица Поставщика.

Так как Клиент в бизнесе давно, бывали случаи мошенничества в его практике в других сферах, поэтому понадобился надежный инструмент промежуточной проверки надежности Поставщика. Для этого мы сделали отдельный интерфейс, куда помимо текстовой информации, Поставщик прикрепляет изображения документов на свою деятельность. Новая заявка в отдельном разделе отображается в админ-панели и Администратор может просмотреть материалы Поставщика, и далее принять решение одобрить заявку или отклонить. В случае отклонения, Поставщику приходит письмо на почту. В случае одобрения, также приходит письмо на почту поздравительного содержания с данными для начала работ.

9. Подготовить Систему к будущему распространению на весь мир.

В процессе проектирования Сервиса обсудили данный вопрос и пришли к выводу, что особых каких-то манипуляций, которые нужно совершить заранее, нет. Сможем без проблем заняться этим вопросом, когда Клиент захочет масштабировать Сервис.

10. Подготовить Систему к десяткам тысяч Пользователей при релизе первой версии Приложения.

Flowchart

Ниже можно посмотреть первое демонстрационное видео, отправленное клиенту, с частью функционала первых недель разработки.

ПОДДЕРЖКА

На данный момент проект находится в активной разработке. После публикации первой версии наша команда плотно займется отработкой обращений Покупателей, обсуждением новых срочных функций и доработок на основании обратной связи с Пользователями. И когда мы добьемся идеальной сферической рабочей версии Сервиса, продолжим отрабатывать большой список работ клиента. А именно рекламные места, платные рекомендации и прочее.

Пес

ХОТИТЕ ЗАЙТИ В РЫНОК IT, НО ОПАСАЕТЕСЬ?

С разбегу броситься в мир IT очень страшно, ведь все эти коды и программы — что-то очень сложное и непонятное. Но мы — та самая надежная команда, которая с горящими глазами разрабатывает проекты наших Клиентов, воспринимая их, как «свои». «Свои» для нас означает, что мы будем подбирать самые лучшие решения для вас, стремиться, чтобы вы получили максимум профита в минимальные сроки, и, в том числе, выбивать для вас у Сервисов-партнеров самые лучшие условия.

Мы берем только те проекты, где владельцы максимально заинтересованы в изменении положений вещей в своем бизнесе. Позвоните, чтобы успеть забронировать свободную команду.

Реализуем Ваш проект
Запишитесь на бесплатную консультацию
по разработке мобильного приложения

Нажимая на кнопку «Записаться на аудит», вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и получением информационной рассылки от Creazard

Заполните форму

Нажимая на кнопку «Записаться на аудит», вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и получением информационной рассылки от Creazard